Свет на TV - основы для профи

Сколько нужно света?


Сколько нужно света?
   Источником света, которым мы все пользуемся, является солнце. Оно очень яркое и находится исключительно далеко. Наблюдая за тенями и цветом солнечного освещения, мы можем приблизительно судить о времени дня.
   При съемках на натуре с помощью осветительной аппаратуры осветитель пытается имитировать солнечный свет. Эти усилия подразумевают тщательное размещение источников света, т. е. таким образом, чтобы добиться не только надлежащей яркости объекта съемки, но и, что еще более важно, чтобы все тени шли в правильном направлении и имели соответствующую длину.
   Организация освещения при съемках в помещении предполагает решение более сложной задачи, поскольку здесь может присутствовать свет, попадающий в дом через окна или открытую дверь, а также являющийся результатом работы обычной бытовой осветительной арматуры.
   В любом случае мы знаем, что камера не может иметь дело с тем же диапазоном контрастности, с которым справляются наши глаза. Благодаря этому осветитель оказывается в такой ситуации, когда от него ждут не только обеспечения уровня освещения, требуемого для надлежащей работы камеры и хорошего цветового насыщения, но и сохранения такой степени контрастности, какую воспринимают наши глаза (рис. 3.8).
   Другая функция освещения связана с тем, что глаза человека видят предметы в трех измерениях. Это легко делает осветителя экспертом, который судит, например, о том, на каком расстоянии друг от друга находятся люди или как далеко расположен фон. Камера может видеть это только в двух измерениях, оставляя освещенности и контролю глубины резкости (через управление апертурой) решение задачи о воспроизведении трехмерности объектов съемки.
   Одним из методов установки правильных уровней освещенности может быть наводнение съемочного участка морем огней с последующим растрачиванием дорогого съемочного времени на попытки отрегулировать этот свет таким образом, чтобы он выглядел правильным.
Такой подход не является излишне научным или вполне удовлетворительным, и обычные его результаты выглядят так же, как если бы сцена была освещена искусственно (что так и есть).
   Более подходящий метод должен включать определение необходимого количества света, составление схемы размещения осветительной аппаратуры и последующее измерение освещенности для проверки полученных результатов. Применение этого метода приведет лишь к незначительным регулировкам, которые необходимо будет выполнить.
   Предпочтительные для камер уровни освещенности известны, на их основании есть возможность разработать приблизительные требования к мощности осветительной арматуры, необходимой для достижения этих уровней. Имеются измерительные приборы, которые позволяют проверять уровни освещенности и цветовую температуру.
   В качестве отправной точки (рис. 3.9) трехчиповая камера на ПЗС будет обычно требовать освещенности в 500 люменов




Рис. 3.8. Более темные участки объекта покажутся камере черными. Чтобы камера могла увидеть эти участки, их нужно сделать более светлыми.


Рис. 3.9. Если площадь места действия равна 10 м2, то при уровне освещенности 500 лм/м2, приемлемом для камеры на ПЗС, требуемая мощность осветительной аппаратуры составит 2500 ватт. Для трубчатых камер эта мощность должна быть по крайней мере в два раза больше. Запомните эти минимальные уровни.


Рис. 3.10. Считываемые по люксметру значения освещенности места действия определяются по яркости отраженного от объекта света. Эти величины не являются достаточно точными для съемки телекамерой.

на квадратный метр, а трехтрубчатой камере будет необходимо приблизительно вдвое больше света. При переводе на мощность это требование выльется примерно в 250 ватт на квадратный метр для трехчиповой камеры на ПЗС и вдвое большую для трехтрубчатой камеры.
Для достижения этих базовых уровней должны быть приняты решения (это будет обсуждено ниже), касающиеся использования при съемке либо одного очень мощного источника света (как на натуре при ярком солнце), либо большого числа менее мощных ламп (как в сложных условиях интерьеров).


Стандартный люксметр или экспонометр, который крепится на большинстве фотоаппаратов и телекамер, измеряет свет, отраженный от объекта съемки (рис. 3.10). Хотя такие экспонометры становятся все более совершенными, например, с функциями измерения величины освещенности в центральном пятне места действия или средневзвешенного ее значения по всему объекту съемки, от этих устройств мало помощи. Они не могут замерить диапазон контрастности или цветовую температуру. Такие приборы базируются на измерении света, отраженного от объекта, и выдают считываемое значение, основанное на стандартной величине отражающей способности, равной 18% и используемой для расчета средней яркости объекта съемки.
Применение люксметра очень удобно только при работе с черными и белыми предметами, так как не все цвета отражают одинаковое количество света, давая неправильные значения освещенности при съемке объекта, имеющего яркую цветовую гамму.
Предпочтительным типом люксметра считается ручной прибор, позволяющий определять освещенность при съемке каждого эпизода. Держа такой люксметр в руке, осветитель подходит к месту, где должна быть измерена освещенность, и направляет его туда, куда смотрит объектив камеры (рис. 3.11). Таким образом измеряется фактическая сила света, падающего


Рис. 3.11. Ручной люксметр, позволяющий определять освещенность при съемке каждого эпизода и решать, какие участки объекта окажутся для камеры слишком темными.

на снимаемый объект. Переходя с прибором в руках с места на место по всей сцене, можно выявить недостаточно светлые участки и установить общий диапазон контрастности.
Хороший портативный люксметр для съемок эпизодов должен показывать числовые значения фактической освещенности объекта в люксах (люменах на квадратный метр) и соответствовать установленным техническим требованиям на спектральные характеристики, которые обеспечивают точное опре-| деление взвешенного цветового баланса.
Измерителем цветовой температуры света, падающего на] съемочную площадку, пользуются подобным образом, но не] так часто, как люксметром.


Особое внимание должно быть уделено проблемам смешанного освещения, в условиях которого точкой получения наиболее точного показания люксметра счи-тается место около источника света (например, возле окна).
Необходимо также помнить, что измеритель цветовой температуры не дает точных значений этого параметра при работе с газосветными лампами, которые включают не только натриевые или ртутные люминесцентные уличные фонари, но и семейства ламп типа HMI и CSI, а также угольные или ксеноно-вые дуговые лампы. Это объясняется тем, что «нормальный» свет ламп с газокалильной сеткой характеризуется непрерывным спектром от красного до синего, в то время как излучение этих специальных источников света имеет так называемый линейчатый, или дискретный спектр, «обманывающий» измерительный прибор, заставляя его «верить», что их свет состоит только из одного цвета.
При организации освещения во время съемок кино- или телекамерой для получения «скоррелированной цветовой температуры» (табл. 3.1) к набору галогенных и газосветных ламп добавляют газоразрядную осветительную аппаратуру. Нужные значения цветовой температуры могут быть получены у изготовителей осветительной аппаратуры, и хотя эти величины даются в градусах по шкале Кельвина, они позволяют определять только приблизительное положение источника света. Упомянутыми выше лампами необходимо пользоваться очень осторожно, поскольку, давая «белый свет», они часто испускают и большое количество ультрафиолетового излучения, опасного для глаз и кожи человека. Изготовители осветительной аппаратуры обязаны обеспечивать пользователей своей продукции очками, защищающими глаза от УФ-излучения.
В тех случаях, когда наблюдаются неодинаковые цветовые температуры, можно использовать цветокорректирующие светофильтры для такого воздействия на свет от различных источников, которое позволит получить суммарный цветовой баланс изображения. Обычно сначала для регулировки камеры на баланс белого используется источник света, дающий доминирующее освещение, после чего на этот цвет настраивается и другая осветительная аппаратура.


Следует помнить, что свето-

Таблица 3.1. Скоррелированные цветовые температуры (СЦТ) газосветных ламп

Тип
Описание лампы
лм/Вт
СЦТ
CID
Компактная йодная дневного света

75
5500
CSI
Компактная йодная
90
3500-4000
Daymax
Ртутно-галогенная газоразрядная
95
5600
GEMI
Обычная электрическая металло-иодная
95
5600
HMI
Ртутная газоразрядная с иодидами металлов
95
5600
MEI
Йодная, с добавками щелочноземельных металлов
95
5600
MSR
Средняя, с добавками редкоземельных металлов
95
5600
SN
С добавками галида олова
60
5500
Xenon
Ксеноновая
40
6000

Для сравнения, обычная лампа накаливания с вольфрамовой нитью обеспечивает 25 люмен/ватт при температуре 3200К

Таблица 3.2. Цветокорректирующие светофильтры

Номер
Цвет
Температурный диапазон от
до
Применение
201
Темно-синий
3200
5600
Приближают свет вольфрамовой лампы к дневному свету
202
Синий
3200
4300
Делают объекты, освещаемые вольфрамовой лампой, более холодными. Приближают дневной свет к свету вольфрамовой лампы
203
Голубой
3200
3600
аналогично вышеприведенному
218
Бледно-голубой
3200
3400
аналогично вышеприведенному
204
Темно-оранжевый
5600
3200
аналогично вышеприведенному
205
Оранжевый
5600
3800
Делают объекты, освещаемые дневным светом, более теплыми
223
Бледно-оранжевый
5600
4600
аналогично вышеприведенному
236
Темно-красный
HMI/CSI
3200
Преобразуют свет газоразрядного источника в свет вольфрамовой лампы
237
Красный
CID
3200
аналогично вышеприведенному


В таблице даны номера стандартных светофильтров. Изготовители других светофильтров присваивают своим изделиям другие ссылочные
номера.

фильтры, помещаемые перед лампами, будут снижать их светоотдачу, что может вызвать необходимость в компенсации этих потерь. Обращение к табл. 3.2 поможет вам принять решение какой из светофильтров необходимо применить. Следует также не забывать и о том, что в процессе работы источники света очень сильно нагреваются, поэтому в составе осветительной аппаратуры могут использоваться только светофильтры, изготовленные из огнестойкого материала, и только в соответствующем фильтродержателе


Содержание раздела