Свет на TV - основы для профи

Регуляторы освещенности и управление светом


   Обстановка в студии является полностью управляемой. Большинство студий обладают эффективными средствами, позволяющими плавно менять яркость света, и имеют необходимое количество фонарей для создания требуемой освещенности. Это открывает богатые возможности для художника по свету ? от тонкой, незаметной, почти неуловимой настройки фонаря, освещающего лицо ведущего программу, обращенное к гостю студии, до включения на полную силу мигающих светильников рампы, которые создают многоцветность задников, а также следящих прожекторов и устройств, дающих специальные дымовые эффекты. Все это может быть сделано с помощью системы управления освещением.
   Принцип прост. Когда мы просто включаем обычный фонарь, его лампа будет давать максимальный свет. Если вместо этого мы подсоединим фонарь к цепи регулятора освещенности и будем изменять мощность электрического тока, подаваемого к фонарю, то сможем плавно регулировать светоотдачу фонаря от максимальной яркости до полного отсутствия света. Для того чтобы «сказать» регулятору освещенности, какую светоотдачу от фонаря мы хотим получить, к нему с пульта оператора, который может быть дистанционным, посылается соответствующий низковольтный управляющий сигнал.
   Каждый фонарь подключается к своему собственному светорегулятору, имеющему идентификационный номер. Часто фонарь снабжается большой биркой, обычно прикрепленной к его держателю, которая помогает определить нужный светорегулятор. Номера регуляторов соответствуют ручкам на пульте управления освещенностью. Таким образом, осветитель, перемещая, например, подвижный контакт (движок) потенциометра номер 15, может сделать свет фонаря номер 15 более или менее ярким.
   Гибкость обращения с освещенностью, обеспечиваемая пультом управления, открывает большие творческие возможности. Простейший пульт может иметь всего шесть потенциометров, каждый из которых управляет только одним каналом освещения. Более сложные пульты управления могут иметь ' большее число каналов, включать резервные потенциометры (позволяющие производить предварительную настройку освещения сцены) и выключатели для мгновенного отключения как отдельных каналов, так и всего освещения.

    Наиболее совершенные пульты позволяют управлять большим числом каналов освещения (часто сотнями), запоминать уровни освещения и их смену, автоматически включать нужные потенциометры, позволять звуковому сигналу (например, музыке) контролировать яркость света и даже управлять движением и изменением цвета конкретного фонаря. Применение компьютеров позволяет художнику по свету обладать большими возможностями планировать наиболее сложные световые эффекты и хранить их на дискете с целью повторного вызова в любое время непосредственно с пульта управления.
   При наличии любого комплекта осветительной аппаратуры всегда существует потребность управления индивидуальной светоотдачей каждого фонаря, что необходимо для обеспечения правильной сбалансированности освещенности с целью достижения желаемого визуального эффекта.
   На телевидении в отличие от театра о качестве такого эффекта можно судить только в том случае, если смотреть на видеоконтрольное устройство камеры, показывающее результаты наших усилий по достижению нужного освещения. Следует отметить, что камера и наши глаза по-разному воспринимают диапазон контрастности и цветовую гамму.
   При организации освещения во время съемки на натуре нам почти неизбежно придется прибегать к моделированию изменения расстояния до источника света с помощью применения рассеивателей света или светофильтров нормальной плотности. В студии, напротив, применяется большее количество фонарей, более сложная аппаратура и стационарное оборудование. Студийная аппаратура включает светорегуляторы и пульт управления освещенностью. От этого работа осветителей не становится легче, она только выполняется по-другому.
   На рис. 7.1 показана упрощенная схема взаимосвязи между фонарем, его светорегулятором и пультом управления освещенностью. Действительно, схема монтажа проста в принципе.

Рис. 7.1. Фонарь, подвешенный к осветительному каркасу студии, соединен с пультом управления через коммутатор цепей и блок светорегуляторов.




   Фонарь подсоединяется к розетке на осветительном каркасе, от которой кабель идет сначала к коммутатору цепей, а затем к соответствующему светорегулятору, меняющему мощность электрического тока, подаваемого к данному фонарю. Количество электричества, потребное для освещения, контролируется через светорегуляторы потенциометрами с пульта управления освещением.
   Можно подсоединить фонарь непосредственно к светорегулятору, имеющему потенциометр, однако такая схема снижает возможности управления из-за возможной неисправности светорегулятора. Стандартная схема подключения фонаря с применением коммутатора цепей позволяет обеспечить необходимую гибкость управления освещением.
   Для съемки на натуре пригодно комбинированное устройство, объединяющее регулятор освещенности и коммутатор цепей, позволяющий управлять работой четырех небольших фонарей. Он может монтироваться на специальной опоре и обеспечивать управление освещенностью на месте съемки.
   При большом количестве фонарей и розеток на осветительной решетке, а также регуляторов освещенности можно применять простую схему идентификации светорегулятора, управляющего работой конкретного фонаря. При нормальном монта-


Рис. 7.2, а. Подсоединение фонаря к пульту управления освещенностью.
же такой схемы каждому фонарю присваивается идентификационный номер (рис. 7.2, а). Розетки осветительного каркаса номеруются по месту их расположения. Вилки к этим розеткам нумеруются на коммутаторе цепей. Каждая розетка на коммутаторе цепей маркируется номером регулятора освещенности. Подобная схема показана на рис. 7.2, б, и вы можете видеть, что фонарь номер 12 через кабель С4 подсоединен к светорегулятору номер 12.
   Мы узнали выше, как рассчитать величину тока, необходимого для работы фонаря известной мощности в ваттах. Важно уметь применять это знание на практике, когда вилки, розетки, кабели и светорегуляторы собираются в одну электрическую цепь. Обычно фонарь мощностью 2 кВт будет потреблять ток величиной примерно 10 ампер.


Вилки, розетки и кабели должны быть рассчитаны по крайней мере именно на такой ток, чтобы исключить их перегрев и возможное повреждение.
   Часто применительно к электрическим кабелям берется 100%-ный запас по току, поэтому в нашем примере может

Рис. 7.2, б. Пунктирная линия показывает, что кабель С4 может быть подключен к розетке 6 коммутатора цепей, тогда работа фонаря номер 12 будет контролироваться светорегулятором номер 12 с пульта управления посредством потенциометра 6.

нарь имеет мощность 5 кВт, он нуждается в токе около 23 ампер и не может быть подсоединен с помощью тех же кабеля и розетки, которые были взяты для фонаря мощностью 2 кВт. Обычно регуляторы освещенности, выпускаемые промышленностью, рассчитаны на номинальную мощность 5 и 10 кВт, поэтому при подсоединении к одному светорегулятору нескольких фонарей (обычно круговой панорамы) небольшие познания в математике позволят вам избежать риска потери светорегулятора.

Содержание раздела