Свет на TV - основы для профи

Осветительный каркас


Держатели : Потолочная арматура
   Потолочная студийная арматура для крепления осветительных приборов состоит из системы металлических балок или трубчатых подмостей, собранных в пространственную конструкцию определенной формы. Такая специальная конструкция называется осветительной решеткой или каркасом, устраиваемым под потолком над съемочной площадкой для подвешивания осветительной аппаратуры. В некоторых студиях такие потолочные осветительные каркасы монтируются в виде фиксированной конструкции, которая, однако, позволяет регулировать положение фонарей с помощью рельсовых дорожек и системы втулок. Более крупные студии могут иметь систему выдвижных одно-или многоместных подъемных устройств различного типа. В любом случае всегда есть возможность добраться до верхней части осветительного каркаса, чтобы попасть на служебные мостки для выполнения необходимых регулировок. При этом главное требование здесь состоит в том, чтобы осветительные фонари могли быть подвешены над любой точкой съемочной площадки. Чтобы иметь такую возможность, применяются самые различные конструкции подобных осветительных решеток или каркасов (рис. 5.1).
   Поскольку осветительные фонари крепятся к каркасу снизу, идеальная высота каркаса над уровнем пола будет составлять от 3 до 4 м, однако некоторые типы подвесных устройств требуют большей высоты, чем эта. Высота решетки частично будет определяться необходимостью подачи света на объект съемки под заранее рассчитанным углом (см. в гл. 8 разд. «Тени и углы 1»), однако ограничения, налагаемые размерами по


Узкий каркас Широкий каркас
с подвижными с фиксированными
элементами элементами
конструкции




Рис. 5.1. Схема и общий вид трубчатого осветительного каркаса.

мещения и высотой декораций, обусловливают необходимость тщательного рассмотрения типов держателей, которые могут быть использованы для крепления осветительной аппаратуры.
   Для подключения фонарей к электрическому питанию осветительный каркас должен быть оборудован соответствующей арматурой, как правило в виде ряда розеток, расположенных по длине каркаса.
Особое внимание следует уделять электрическим кабелям, используемым для подсоединения фонарей к этим розеткам, поскольку сечение проводов должно соответствовать величине тока, потребляемого осветительной аппаратурой, а длина кабелей должна быть достаточной, чтобы перекрыть расстояние максимального удаления фонаря от электрической розетки. Поэтому не забывайте о том, что в данном случае все осветительные приборы могут перемещаться и длина их электрических кабелей должна позволять фонарям оказываться в самых удаленных точках студии.
   Очень удобно, если осветительная решетка по периметру имеет ряд трубчатых опор, которые помимо повышения устойчивости каркаса полезны как арматура для крепления фояарейосвещающих объект съемки снизу. Независимо от того, какиетипы устройств применяются для подвески осветительных фо-нарей, очень важно не забывать о мерах безопасности. Обычнофонари не только должны крепиться к своим держателям, но и иметь дополнительный страховочный элемент подвески, на-
пример, в виде обычной цепи или троса. Страховка такого типа должна применяться и к держателям осветительных приборов. Выбранные держатели фонарей должны устанавливаться на решетке не только с помощью обычных крепежных деталей, но и с использованием таких средств страховки, как упомянутые выше цепи или тросы.
   Для подвешивания фонарей используются устройства различного типа. Сначала мы рассмотрим те из них, которые применяются в студиях (рис. 5.2). Одним из самых простых подобных устройств является С-образная струбцина, которая имеет с одной стороны скобу С-образной формы, позволяющую накидывать ее на элемент осветительной решетки и приворачивать к нему струбцину. С другой стороны такая струбцина имеет основание, к которому может крепиться тот или иной осветительный прибор. Конец страховочного троса фонаря обычно крепится к каркасу, а не к струбцине. Струбцина позволяет устанавливать фонарь в фиксированном положении. Единственным возможным перемещением фонаря является его поворачивание в горизонтальной


плоскости до того, как он будет окончательно закреплен на элементе решетки ос-



посередине С-образная струбцина
Рис. 5.2. Обычные держатели осветительных фонарей.

ветительной аппаратуры. Крепежная деталь, обычно применяемая на телевидении, представляет собой Г-образный прихват, предназначенный для крепления к стандартной балке с помощью центрирующего выступа. К этому выступу прихвата прикрепляется фонарь, что позволяет ему легко перемещаться вдоль балки и панорамировать своим светом съемочную площадку.
   Если осветительная решетка находится на слишком большой высоте с точки зрения обеспечения идеального места расположения фонаря, следует применять удлиняющие устройства, которые известны под названием «свисающей руки», «серьги» или «небесной опоры». Существует два основных типа этих устройств. Простейшим из них является «свисающая рука» фиксированной длины, которая одним своим концом держится на осветительном каркасе, а к другому ее концу крепится фонарь.    Поскольку осветительный прибор «сидит» именно на этом удлинительном устройстве, к нему крепится и его же страховочный трос. В свою очередь задействованная «опущенная рука» как бы «свисает» вниз с элемента осветительной решетки, к которому крепится и ее собственная страховочная цепь. Используя такой подход, можно получать различную высоту «повисания» фонаря над полом студии. Удлинительное устройство второго типа является выдвижным или телескопическим.
   Такие удлинители могут состоять либо из нескольких секций, регулируемых на требуемую длину с последующей ее фиксацией, либо из подпружиненных опор телескопического или пантографического принципа действия, высота которых легко регулируются посредством их опускания или поднимания. В качестве противовесов, уравновешивающих массу фонаря, здесь обычно используются пружины, работающие на растяжение. Вне зависимости от типа удлинителя важно, чтобы было подстраховано как положение фонаря на его подвеске, так и положение самой подвески относительно осветительной решетки.


   Наиболее сложным ( и самым дорогим) подвесным устройством является пантограф. Такие устройства выпускаются промышленностью тремя схожими версиями, отличающимися друг от друга способом управления их перемещением. Пантографы представляют собой складную конструкцию в виде решетки, которая в сложенном состоянии имеет размеры примерно в полметра и может раздвигаться вниз на четыре или пять метров. Пантограф способен очень быстро опускать фонарь вертикально вниз на это расстояние. Он имеет противовес, подобный аналогичному устройству, применяемому в «опущенной руке», и страховочную подвеску в виде цепи.
   Первый из трех типов конструкций подобных систем представляет собой простой пантограф, который втягивается/выдвигается оператором на желаемую высоту.
   Вторая конструкция подразумевает применение управляющей тяги, конец которой вставляется в специальное отверстие пантографа. Применение такой тяги позволяет управлять перемещением фонаря в вертикальной плоскости (относительно уровня пола). Такое устройство дает возможность устанавливать пантограф на специальных платформах или тележках, которые обеспечивают перемещение опоры в горизонтальной
плоскости.
   Очевидно, что применение такой конструкции позволяет осветителю, стоящему на полу студии, оперативно управлять положением фонаря по горизонтали и вертикали и столь же быстро регулировать угол раствора даваемого им пучка
света.
   Третий тип такой системы используется не так часто, что обусловлено большей сложностью конструкции и объясняется ее полной механизацией. Обычно такая конструкция применяется не только в тех случаях, когда требуется регулировка точного положения пантографа и собственно осветительного фонаря по вертикали и по горизонтали, но и когда необходимо сделать такую регулировку полностью дистанционной. Более сложные системы основаны на применении компьютеров, что обеспечивает дистанционное управление перемещениями осветительных приборов, сохранение необходимых сведений в базе данных и вызов их либо для прямого применения, либо для уточнения и корректировки.Таким образом, мы прошли длинный путь от времен факела до наших дней!


Содержание раздела