Свет на TV - основы для профи

Освещение из трех точек


   В предыдущей главе мы показали, как направление пучка заполняющего света на резкие тени, созданные лучом высвечивающего фонаря, помогает высветить теневые участки на лице человека настолько, что съемочная камера сможет видеть его без искажений формы и текстуры, обусловленных наличием теней. Теперь, добавив третий фонарь, мы сможем добиться получения настолько объемного изображения на плоском двумерном экране, насколько это возможно без применения особых технических ухищрений.
   Вообразите себе человека в темной одежде, возможно, брюнета, стоящего перед камерой напротив темного задника. В этом случае камера не сможет распознать различные оттенки темного тона. Черный джемпер в сочетании с черным занавесом задника, а также черные волосы формируют одну сплошную массу темного. За время, пока это изображение будет приниматься, обрабатываться, записываться, воспроизводиться и подаваться на видеоконтрольное устройство или телевизор, различные черные пятна (которые наши невооруженные глаза должны отличать друг от друга) представляют собой одну сплошную массу. Все, что мы можем увидеть на отснятом материале, ? это лицо, плавающее чудесным образом посреди черного фона (рис. 10.1).
   Как можно выйти из этого положения? Решение заключается в применении фонаря, который высветит фон по контуру нашего действующего лица, с тем чтобы отделить его от задника. Этот третий осветительный прибор, который помещается позади персонажа съемки и направляется в сторону камеры, называется фонарем задней подсветки. Без работы фонарей другого назначения задняя подсветка придает сцене исключительно драматический характер.

Рис. 10.1. Рис. 10.2. Рис. 10.3.

   Камера видит только светлое очертание фигуры и погруженное в темноту ее лицо (рис. 10.2). Хотя такой вид подсветки может оказаться полезным при съемке интервью с криминальным авторитетом или его тайным вдохновителем, мы обычно хотим лучше видеть нашего героя, поэтому добавляем такой фонарь к двум рассмотренным выше фонарям ? основного или высвечивающего и уравновешивающего или заполняющего света (рис. 10.3).

   Конечно, камера не может видеть наибольшую часть света, даваемого фонарем задней подсветки, так как он падает на спину человека, однако у его очертаний свет отражается от поверхности плеч и верхней части головы, придавая им подчеркнутую яркость. Эта яркость освещения говорит нам, когда мы смотрим на экран ВКУ камеры, что между человеком и фоном есть отдельное, близкое к сцене пространство, находящееся на некотором расстоянии от задника. Кроме того, она показывает, что объект съемки объемен. Без этого наша камера не сможет отличить хорошее, правдоподобное, но плоское изображение на фото от реального, живого человека, которого мы снимаем (рис. 10.4).
   Задняя подсветка должна осуществляться фонарем, находящимся позади героя нашей телепрограммы!
   Фонарь, используемый для задней подсветки, представляет собой источник искусственного освещения, не эквивалентного естественному освещению. Его функция в том, чтобы предложить камере ровный ореол света вокруг абриса объекта



Рис. 10.4.
съемки, который создает иллюзию глубины. Вот почему положение фонаря задней подсветки представляется исключительно важным.
   Фонарь задней подсветки должен устанавливаться как можно ближе к линии визирования объектива камеры и за человеком, которого мы снимаем. Портрет, отснятый, когда слишком много падающего сзади света попадает на одну сторону лица, смотрится плохо (рис. 10.5). Как мы увидим в последующих главах, в условиях, когда съемка выполняется движущейся камерой или несколькими камерами, когда снимается движущийся человек или большая группа людей, все проблемы, относящиеся к
освещению, становятся более сложными.

Рис. 10.5.

Рис. 10.6.
   Иногда условия съемки становятся причиной смещения направления задней подсветки от центра сцены. Примером может служить ситуация, когда надо запечатлеть человека, стоящего перед окном, через которое в помещение льется свет вечернего солнца (рис. 10.6). Мы видим через объектив камеры этот поток солнечного света, который объясняет нам, почему одна сторона головы человека освещена более ярко.


    Важное значение имеет также высота фонаря задней подсветки. При слишком низком положении этого фонаря его луч будет бить прямо в объектив камеры, что и портит качество отснятого материала. Если же фонарь задней подсветки установить слишком высоко, то будет разрушена иллюзия глубины из-за того, что верх головы окажется ярким, а плечи станут более темными (рис. 10.7).
   Если фонарь задней подсветки поднять еще выше, его свет будет «сползать» с макушки головы, делая нос блестящим, и


Слишком высокое расположение фонаря задней подсветки

Слишком низкое расположение фонаря задней подсветки
Рис. 10.7


Рис. 10.8.
«оседать» на плечах, высвечивая их неприглядными яркими пятнами (рис. 10.8). В сложных ситуациях, как это часто бывает на производстве, следует достигать разумного компромисса.
   Для задней подсветки могут использоваться фонари как жесткого, так и мягкого света, поскольку даваемые в обоих случаях тени являются (надо надеяться) невидимыми для камеры. Однако фонари жесткого света все же применяются более часто, что объясняется их большей управляемостью. Важно только, чтобы свет фонаря задней подсветки не «добирался» туда, где вы его не хотите видеть.
   Свет задней подсветки является искусственным ? слишком сильный или неправильно установленный фонарь задней подсветки разрушит равновесие вашей сцены. Короче, излишек света может дать хотя и завораживающий, но весьма далекий от реальности эффект, подобный неестественно сверкающим зубам и сияющим глазам, (рис. 10.9 см ниже). Подобно любому
художественному приему, с применением задней подсветки не следует перебарщивать.


Рис. 10.9.

Пользуйтесь задней подсветкой только для выделения участков объекта съемки, схожих по тональности, а также для придания вашим видеоматериалам большей пространственной целостности. Проделывайте все очень бережно и с большой проникновенностью!

Содержание раздела