Свет на TV - основы для профи

Освещение из одной точки


   В нескольких следующих разделах книги мы изучим вопрос о том, как можно выстроить простую систему освещения, которая позволит получать прекрасные картинки с правильной структурой света, хорошей цветовой гаммой и иллюзией глубины изображения. Мы возьмем очень простую схему, включающую одну телекамеру, смотрящую на единственного гостя студии, однако далее мы будем ее развивать в сторону расширения и модифицирования, чтобы охватить более широкий ряд снимаемых сцен.
   Камера должна работать при наличии освещения, достаточного для того, чтобы она могла видеть снимаемый объект. Следует отметить, что для получения изображения хорошего качества даже с помощью относительно чувствительных камер на ПЗС требуется хорошее освещение. Наши глаза очень чувствительны и умны. Мы можем видеть и различать детали объектов даже при очень слабом освещении. Поскольку наш мозг осмысливает все то, что мы видим, мы можем делать те или иные предположения, касающиеся цвета и текстуры объекта, даже если у нас нет возможности разглядеть его правильно. Это может ввести наши глаза в заблуждение, когда мы оцениваем яркость сцены с точки зрения того, как мы должны ее осветить. Лучше всего и действительно гораздо проще увидеть сцену через камеру, которой мы будем снимать. Если мы посмотрим на экран видеоконтрольного устройства (ВКУ), мы сразу же увидим, какой эффект дает наше освещение и как мы можем его улучшить. Предпочтительнее, чтобы ВКУ было цветным, однако полезная информация о распределении света и тени может
быть получена и на монохромном экране
   Итак, мы должным образом расположили гостя студии и нашу камеру, ВКУ показывает нам то, что мы получили, ? теперь мы должны решить, какой нам выбрать фонарь и где его установить. Прекрасно, если вы укажете это место, тем не менее, даже будучи опытным художником по свету, вы никогда не сможете утверждать, что имеется единственно правильный способ освещения конкретной сцены. Всегда существует простор для интерпретации, открытый для применения метода проб и ошибок, поэтому не бойтесь менять вашу схему освещения, если она не кажется вам совершенной.

С другой стороны, хотя никогда нет «единственного способа» освещения сцены, во всех случаях хорошей отправной точкой является та, когда вы задаете себе (или режиссеру программы) простой вопрос ? откуда должен падать свет на эту сцену? Если сцена представляет собой тюремную камеру с небольшим окном под потолком, которое выходит на внутренний двор с высокой каменной оградой, мы должны понимать, что здесь освещение должно быть совсем не таким, как при съемке на берегу под полуденным солнцем или на кладбище при свете луны. И дело совсем не в том, что режиссер может в действительности не показать в кадре высокое тюремное окно или полную луну за плывущими облаками, а в том, что мы знаем ? эти объекты присутствуют и являются (очевидно) источниками естественного освещения.
Итак, если мы хотим использовать один фонарь, мы можем установить его там, откуда он будет светить как источник «естественного света». Такая позиция фонаря должна создавать по крайней мере ощущение того, откуда падает свет на лицо нашего гостя студии. Мы можем выбрать такое расположение фонаря, однако в нем нет необходимости. В каждом из приведенных выше примеров такое положение фонаря может стать причиной больших и неприятных теней под глазами и подбородком гостя. Режиссер может совершенно справедливо потребовать, чтобы камера могла показать «больше» лица. Но мы по крайней мере знаем начальную точку, с которой фонарь может освещать объект. Теперь мы должны что-нибудь предпринять, чтобы убрать чрезмерные тени.
Есть два подхода к решению этой задачи. Мы можем либо переставить фонарь таким образом, чтобы тени от его света были для камеры не столь заметными, либо выбрать фонарь, лучкоторого дает менее выраженные тени.
Перемещение фонаря будет непосредственно влиять на характер теней, которые видит камера. Известно, что камера ловит свет, который отражается от объекта съемки и по прямой


Рис. 8.1. Свет, направляемый вдоль линии визирования объектива камеры, не создает видимых теней.
линии попадает в объектив.Поэтому, если мы направим свет фонаря ниже этой же линии, камера, по определению, не сможет видеть тени, создаваемые при таком освещении. С другой стороны, чем дальше от линии визирования объектива камеры будет находиться фонарь, тем более заметные тени будет видеть камера. Не важно, что перемещается, гость студии или камера, эффект будет таким же, как и при изменении места установки фонаря, однако режиссер заранее планирует действия визитера и его положение в кадре, мы же (команда осветителей) не имеем подобного выбора (рис. 8.1).
Другой подход, как мы уже знаем, заключается в сохранении выбранного места установки фонаря и применении другого осветительного прибора, свет которого дает менее заметные и, возможно, более приятные тени. Наверное, сейчас самое время немного подробнее поговорить о тенях и углах.

Содержание раздела